Легенда о Сары-Азмане

Легенда о Сары-Азмане

печатается по книге «На просторах Дикого поля» Н.А. Скрипова

В давние времена по прикумским степям кочевал со стадами скота и табунами лошадей ногайский князь Иштерек. Много у него было жен, но ни у одной из них не рождались дети. Наконец от русской полонянки появилась у Иштерека дочь, которой дали имя Султанет. Мать ее вскоре после родов умерла, и за дочерью Иштерека стали ухаживать десятки мамок и нянек, ‘кормили ее кумысом и козьим молоком. Когда Султанет стала взрослой, она тяжело заболела. День ото дня она увядала. Иштерек созвал всех знахарей и обещал дать сотни овец и лошадей за спасение любимой дочери. Много приходило лекарей, но ни один из них не мог вылечить Султанет. Однажды странствующий старик посоветовал Иш-тереку отвезти дочь на Дон: там есть два ключа Ак-су и Кара-су. В Кара-су (Черный мертвый ключ) надо выкупать больную, а из Ак-су (Белый живой ключ) — напоить ее живой водой.

Для любимой дочери Иштерек готов был сделать все и поэтому отправился со своим кочевьем в дальний путь — на Дон. Быстро он передвигался по степи, переплыл семь больших и малых рек… Наконец добрался до берегов Дона и послал своих лучших людей разыскать целебные ключи. Долго бродили посланцы Иштерека по левому берегу Дона, но заветных ключей отыскать не смогли. Когда посланцы Иштерека возвращались к становищу, они встретили дряхлого старца и доставили его к шатру князя. Старик был высокого роста, закутан в звериные шкуры, бос и без шапки. Седые волосы на голове были взъерошены, а белая борода закрывала почти всю грудь. Говорил он на непонятном языке. Иштерек приказал вызвать своего священнослужителя, который бывал в Царьграде и знал многие языки. Старик рассказал ему, что в давние времена на острове Темрюцком находилось княжество Тмутараканское и владели им русы. Княжество это разрушили половцы, а русы пошли бродить по большим и малым рекам от Дона до Волги, и прозвали их «бродниками». Старик рассказал, где^. находится Ак-су и Кара-су, или Мертвый Донец, как его называют «бродники». Путь к Мертвому Донцу проходит через Темерницкий лиман, и там живут вольные люди разных племен, а главным атаманом у них — Сары-Азман, что означает «рыжий человек».

— Как мне добраться до Мертвого ключа, чтобы выкупать в нем больную дочь? — спросил Иштерек.

— Только водой, — ответил старик. — Если хотите, я достану у Са.ры-Азмана лодку и отвезу вас к Мертвому ключу.

— А Сары-Азман на нас не нападет?

— Нет, — ответил старик. — Кто с миром к нему приходит, тому он друг, а кто с войной, тот живым от него не уходит. Его казачье слово всегда верное.

На следующий день рано утром, едва занялась заря, к иштерекову становищу подплыла украшенная коврами лодка. На веслах сидели двенадцать гребцов, а за .рулем сам Сары-Азман. Принесли на руках больную Султанет, положили ее в лодку на мягкие подушки. Рядом с ней сел отец-князь Иштерек. Поплыла лодка вниз по Дону. Сары-Азман глаз не сводит с Султанет-понравилась ему девушка. Султанет тоже нет-нет да и поглядит на статного, красивого атамана, а от этого и боль утихает. Сары-Азман за все время оглянулся только один раз и заметил, что следом за лодкой по берегу Дона едет около полсотни ногайских всадников, а вдали движется остальное войско Иштерека. Усмехнулся Сары-Азман и молча кивнул головой гребцам. Они сильней налегли на весла. Конница Иштерека осталась далеко за изгибом реки. Но вот лодка вошла в Темерницкий лиман, заросший камышом и осокой. Вдруг Сары-Азман свистнул по-соловьиному, и тотчас же из камыша высунулись носы лодок и показались вооруженные люди. Ухватился Иштерек за рукоять своего книжала, хотел обнажить его, но Сары-Азман остановил князл.

— Не бойся, Иштерек, тебя никто не тронет. Это мои верные друзья. Показал же я их тебе для того, чтобы ты понял, что твоя рать нам не страшна. Погляди, сколько их!…

И увидел Иштерек огромную сарыазманскую вольницу. На него из камыша гордо глядели глаза смуглолицых черкесов, скуластых татар, темнокожих кизылбашцев, русов и приднепровских Черкасов. Махнул Сары-Азман — и все лодки с людьми вмиг скрылись в камышах.

Прошло немного времени, добрались до Мертвого ключа. Все остались в лодке, а няньки, взяв под руки Султанет, повели купать ее. Как только искупал-ась Султанет в Мертвом ключе, сразу почувствовала большое облегчение. К лодке она возвращалась сама, без помощи нянек.

…Снова отправились в путь-дорогу к становищу Иштерека. Когда прибыли на место, Сары-Азман высадил гостей из лодки, ласково посмотрел на Султанет, а потом обратился к ее отцу с приветливым словом.

— Прощай, княже. Завтра утром отвезу княжну к живому ключу Ак-су. Без меня вы его не найдете.

Рано утром прискакал в становище Иштерека Сары-Азмаи с двумя товарищами и с запасными конями. Быстро сделал он из ковра и легких дротиков висячие»носилки и пристроил их между двумя конями. Положили в носилки Султанет и не спеша отправились к Живому ключу. Доехали до высокого каменистого бугра, остановились у осыпи желтого камня-ракушечника. Из-под горы шумным ручьем бежала чистая студеная вода.

— Вот и Ак-су, — сказал Сары-Азман — Сколько больных ни приходило к этому ключу, все становились здоровыми.

Наклонилась к ключу Султанет и припала к нему губами. Как только напилась целебной воды, сразу же почувствовала, что силы прибавилось, появилась, бодрость, и боль в груди совсем исчезла.

Иштерек наполнил живой водой около дюжины бурдюков и решил захватить их с собой в Прикумские степи.

Рад был Иштерек, что его дочери принесла исцеление живая вода. Но он решил не задерживаться, быстрее отправляться в свои степи… Через три дня князь распорядился собираться в путь. Но Султанет пошла на хитрость. Она прикинулась больной и сказала отцу, что она еще не совсем излечилась. А вода в бурдюках пользы не даст. Полезна вода только ключевая.

Отец согласился остаться еще на несколько дней. Он распорядился перенести свое становище из балки на бугор, поближе к Живому ключу. На старом Кобяковом городище, у самого берега Дона, был поставлен княжеский шатер.

Каждый день, рано утром, Султанет верхом на коне ездила к Живому ключу напиться целебной воды. Там она встречалась с Сары-Азманом и просиживала с ним у ключа до восхода солнца. Султанет дала Сары-Азману слово, что будет его женой. Сары-Азман послал своих товарищей к Иш-тереку с просьбой выдать Султанет за него замуж.

Разгневался Иштерек и заявил:

— Не позволю свою дочь выдавать замуж за какого-то атамана казачьей ватаги…

И предложение Сары-Азмана отклонил.

Но Султанет твердо решила стать женой Сары-Азмана без согласия отца. Как только наступила ночь, она незаметно вышла из шатра, осторожно прошла мимо дремавших стражников. В Кобяковой балке ждал ее Сары-Азман с приготовленным для Султанет конем. Тотчас же в стане Иштерека поднялась тревога.

— Куда девалась Султанет? — спрашивал у нянек Иштерек.

Никто не видел и не знал, что случилось с ней. Иштерек взял с собой полсотни лучших джигитов и отправился на розыски дочери. Долго рыскали они по берегам Дона и по окрестностям. Погоня направилась по каменистому бугру в сторону ключа. Вдруг на полном бегу конь Иштерека з темноте сорвался с крутого обрыва каменной горы и разбился вместе с седоком…

Ногайцы иштерекова становища почти все перешли на сторону Сары-Азмана и стали вольными казаками, и только небольшая часть из них ушла в Прикумские степи. С тех пор балку, где располагалось предпоследнее становище Иштерека, стали называть Кизи-Тиринга, что в переводе на русский язык означает «пропавшая девушка».

Источник: издательство Ростовского университета, 1973 год

Назад

Содержание раздела Сказы

СКОВОРОДКА СКОРОГОВОРОК — 2

Казачке

Пословицы и поговорки история происхождения

Дело было близ Тифлисской

Сказ. Как казаки в Державу вернулись

Сравнительный анализ сказок и сказов

Слово о происхождении сказок

Шли Казаки на Восток…

Помните зачин русских сказок

Как мой дед на войне бросил курить

Лебедь

Виноградная лоза

Суженая

Оничка-конокрад

Шашка-саморубка

Сказ про то, как князь Александр Невский татар в Новгород приводил

Хоперские казачьи сказки

Фильм Казачья сказка

Три легенды о евреях

Сказки Тихого Дона

Сказки казаков-некрасовцев

Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре Безслезном

Русские народные сказители

Приключения бравого казака

Почему казакам разрешено приходить в церковь при шашке

Песня

Первая любовь

Откуда взялась Баба Яга

Кшень

Кубанские сказки

Крымская легенда «Об удалом казаке и жадном турке»

Кошевой атаман — Петр Калнышевский

Котёл

Корят казачьими нагайками…

Клич атамана Дутова

Как казаки в Державу вернулись

Казачья колыбельная песня

Казачьи сказки

Казачьи анекдоты

Казак Чигин

Донские казачьи поговорки

Дивчина-чайка

Детство

Великий волк

Великая война, отрывок из книги О себе…

Байки деда Игната

Атаман

Комикс о казаке-авантюристе

Сказки

Сказки для Души

Образы Русских Волшебных Сказок и Телеса Человеческие

Турчанка

Хозяин своей земли

Владимир Контровский. Последний казак

О казаках

Крымская легенда «Об удалом казаке и жадном турке»

Казачья сказка

Что на свете всего милее

Смекалистый лекарь

Два коня

Кокарда

Для чего Сказы превращали в сказки

Легенда о Сары-Азмане