СКОВОРОДКА СКОРОГОВОРОК — 2

От собирателя: Долгими были мои дороги, связанные с делами казачества, уфимского отдела ОКВ. Вместе с атаманом Ю.Алексеевым или сам по себе, в составе делегаций приходилось не раз выезжать и в сам Оренбург, и в станицы, то ближние, то дальние… И на встречах казацких обсуждали мы, конечно же, совсем не фольклор, а войсковые дела. Но – как часто бывает – по журналистской привычке стал я записывать в блокнот как бы «побочный продукт» встреч со старыми и молодыми станичниками, горожанами и селянами, заводчанами – и хуторскими анахоретами… Из этих случайных записей появилась сперва «Сковородка скороговорок»[1], брошюрка о краевом баечном фольклоре. А потом созрело и продолжение, «Сковородка скороговорок-2»…

А. Леонидов

 

Легенда о возникновении города Оренбург

Как рассказывают станичные старики, якобы русская царица Елизавета Петровна позвала своих министров и сказала: «моя страна очень большая, но точных границ её я не знаю. Я хочу иметь своё ухо в Азии» . Министры посоветовались и решили заложить на границы город, который назвали Оренбургом.  Слово «Оренбург» по легенде происходит от слияния двух слов: ухо и крепость.  Так старики истолковали незнакомые им немецкие корни слова…

 

Работа и отдача

Встретились два топора. И хвастают друг другу, что они у хозяев своих – кормильцы.

-Я – говорит один топор – у разбойника в деле. Работа лёгкая – только иногда на людях показываться… Ну, я уж за этого и кормлю его сытно…

-А я – рассказывает другой – у плотника. – С утра до ночи в чёрной работе, всё по брёвнам пляшу… Ну уж, за такое со мной обращение – и хозяину не сладко: кормлю-то его впроголодь, так что еле-еле концы с концами сводит…

 

Легенда о происхождении оренбургского пухового платка

Существует легенда, рассказывающая о том, что много веков пас чабан коз, брал от них молоко, шерсть, мясо. И невдомек было ему, что главная ценность в оренбургской козе — пух.  Как-то пришли к чабанам русоволосые усатые казаки, поглядели на отары и говорят: «Что-де у вас такие козы грязные, лохматые, давайте мы их почешем.»

Чабаны подивились бескорыстию казаков-добродетелей, разрешили им почесать и увезти с собой очески. На другую весну казаки снова пришли на пастбища и опять за свое: дайте коз почесать. Козоводы догадались, что неспроста казаки к ним ходят. Потом чабаны сами научились чесать пух и возить его в города и станицы[2].

2-я легенда о появлении оренбургского пухового платка…

Якобы первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыцких и казахских всадников, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки и поддёвки, связанные из козьего пуха. Платки были без каких-либо узоров и служили лишь для сохранения тепла своему хозяину.

Стали казаки выменивать пух и изделия из него на чай и табак. А потом и собственных коз развели…

ПОНЮХАЛ, ДА НЕ СЪЕЛ…

Были блины длинны; до рта нёс – всё растрёс…

 

МЕЛКИЙ СЛАБЕЕ, ДА ПРОСКОЧЛИВЕЕ…

Что мышь ест – за то кошку бьют…

Крыса в лаз, овцу в таз…

Как генерал Кар от Пугачева удирал [3]

 

Умственный был Пугачев — страсть. Голова его работала — куда там губернаторской.

Поругался Пугачев с Рейнсдорпом и загнал его со всем войском в Оренбург да полгода и продержал взаперти. Рейнсдорп и так и этак старается выкарабкаться на волю. Не тут-то было. Пугачев подъедет к воротам, погрозит плеткой и скажет:

— Покажи только нос, башку оторву!

Губернатор знает, что Пугачев не любит шуток и строчит жалобу за жалобой царице. Та ух как распрогневалась на атамана. Выписывает к себе из Казани генерала Кара и приказывает:

— Сию минуту поезжай под Оренбург, излови Емельку Пугачева, спервоначалу выпори его кнутом, потом вырви ноздри и положь тавро, чтобы не сеял больше смуту и раздор.

Поскакал Кар в Оренбург и по пути прихватил себе на помощь полковника Чернышева.

Едут дорогой и мозгуют: приедем в Оренбург, поймаем Емельку, снимем с него портки, всыпем ему штук сотню горячих, вырвем ноздри, положим клеймо и в кандалы закуем. А киргизню и башкирню так пугнем по степи, что они разлетятся, как воробьи с бахчей. Царица обязательно наградит нас. По кресту да по медали на худой конец даст!

Приезжают оба в Сакмару и опять за свое, как ловчее изловить Емельку.

Думали, думали и придумали. Чернышев пойдет на Чернореченскую крепость и овладеет ею. Оттуда он двинет войско на Берды, где у Пугачева находилась зимняя ставка, Кар пойдет на Юзеевку и тем самым все войско атамана возьмет в обхват. Но генеральская хитрость не удалась.

Пугачев разгадал план и позвал к себе Хлопушу.

— Слушай, дружба, на нас походом идут генерал Кар и полковник Чернышев. Надо так их потрепать, чтоб другим неповадно было с нами связываться. Ты бей Кара, у него силенки поменьше, а я навалюсь на Чернышева — у него войско большое.

— Ладно, — говорит,   Хлопуша, —            чего-чего, а драться             нам не привыкать. Отколошматим!

Чернышев всеми силами грабится к Оренбургу и уж к Маячной горе подбирается. Пугачев его тут и прихватил! Весь отряд закружил, а в нем более двух тысяч солдат насчитывалось. Чернышев струхнул. Видит, что ему не сдобровать, смазал пятки и драла. А его солдаты все до единого перешли на сторону атамана.

Генерала Кара прищучили у деревни Юзеевки. Здесь ему задали такого перцу, что он без оглядки удирал, аж в зад втыкались пятки до самой Казани.

Хлопуша долго за ним гнался, но никак настичь не мог.

С этого времени царские генералы боялись Пугачева, как огня            паленого. Не то, чтобы его кнутом высечь, ноздри там вырвать или клеймо положить и кандалы надеть, с малыми силами к нему близко не подходили.

Умственный был человек Емельян Иванович.

Редко таких мать — сыра земля родит.

Умственный человек!

О Пугачеве

Пугачев-то был, да под именем Петр III, Петр Федорович. Он только назывался Пугачевым. В конце-то конца он здесь женился из нашего поселка, здесь формировал казаков.

Он сошелся не то с итальянской барышней, не то с княгиней. Она заняла его престол, а его скинула и дала известие поймать его и доставить живым. Его поймали.

Взвод полковников, не полковников, а оборотней казаков устроили выпивку. А Пугачев и жену с собой взял. Ну, вот обратился Пугачев к казаку и попросил чарку водки. А главный-то говорит: “Ему и воды много”. А казак попросил: “Я ему свой пай отдам”.

Когда туда доставили Екатерине Пугачева, сказали, мол, привели. Вышла она, посмотрела и говорит: “Ну что, набегался?” — “Ну да, — говорит.

Сошла она с престола и отдала ему престол.

Этого казака, что водку ему давал, полковником сделала, а полковнику голову велела отрубить.

А у Петра ужу ребенок народился. Жену он отправил в монастырь, а сам на престоле остался. Это все точно было.

 

Емеля и конь

(Сказка уральских казаков)

Жили-были отец, мать и сын. Жили они хорошо. Но случилась беда: мать умерла, а отец взял другую жену. Злая была мачеха, не любила она Емелю.

Отец купил Емеле коня. Любил Емеля коня, чистил его каждый раз. Очень любил Емеля коня. Конь знал это. И вот однажды мать задумала от Емели избавиться. Пошла она к своему старому приятелю-колдуну. Рассказала ему, что очень уж не любит она своего неродного сына. И колдун дал ей ответ: “Как только придет Емеля домой, дай ему этого вина”.

Но Емеля никогда не заходил домой, не проведав своего любимого коня. Вот заходит он к нему, а конь — хмурый, грустный. Спрашивает его Емеля: “Что ты так невесел, что головушку повесил?” Конь говорит: “Грозит тебе, Емеля, сегодня смерть”. И рассказал ему, что выдумала мачеха. Приходит Емеля домой, а мачеха такая добрая, как никогда. “На, — говорит, -сыночек, выпей винца”. Емеля как будто пьет, а сам вылил вино в окно. Вино как раз попало на дерево. Дерево вспыхнуло и вмиг сгорело.

Опять пошла мачеха к колдуну. Колдун и говорит: “На вот рубашку и пошли его в баню, да дай ему ее”. Мачеха обрадованная ушла. Пришел Емеля домой, зашел к своему коню, а конь ему опять рассказал замысел мачехи. Вот идет Емеля, а мачеха ему навстречу: “Покушай, сыночек, да сходи в баньку, уж неделька прошла, а ты еще не мылся”. “Ладно, говорит Емеля, — схожу”. Взял Емеля рубашечку — да такую хорошую. “На вот одень”. “Нет, — говорит Емеля, мне и в этой хорошо”. Мачеха со злости кинула на него рубашку, но Емеля отскочил, и рубашка упала в колодец. От колодца только щепки да лужица осталась.

Опять мачеха идет к колдуну. Колдун на это раз говорит: “Есть у твоего Емели конь, и если не убить его, не избавиться тебе от него; а для этого притворись, что ты больная. А меня вели позвать  за врача, а я уж знаю, что сказать”. Так все и произошло. Лежит мачеха, охает. Пришел врач, послушал, посмотрел и говорит отцу: “ Есть у вашего сына лошадь, так надо у нее взять сердце, сварить его и чтобы она съела”. Отец согласился, сказал об этом сыну. Сын долго просил отца не убивать его последнее счастье. Но отец любил мачеху и не послушал сына.

Приходит Емеля к коню, а конь уже все знает и говорит:  “Теперь я ничего не могу сделать, только одно попроси, чтоб отец разрешил тебе проехать по двору на мне три раза в последний час”.

Отец разрешил. Едет Емеля третий раз. Дернул за ухо коня — взлетел вверх. Мачехе послал он проклятье, отцу — ничего. С тех пор он не возвращался в эти места. И жил себе, поживал со своим добрым конем.

 

Пословицы оренбургских казаков

Лучше Северный Кавказ, чем Южный Урал.

Когда ветер гонит тучи пыли, это оренбургский дождик..

Попы дерутся, у голытьбы чубы трясутся.

Утиного зоба не накормишь, а господского кармана не наполнишь.

Никогда не увидишь ногу у змеи и угощения у врага

Слава казачья, а жизнь собачья.

Казака на царскую службу призвали — всю скотину со двора согнали.

Царская служба у казаков чистит дворы.

Не спеши языком, торопись делом.

Хозяйство вести — не подолом трясти.

Встань пораньше, да шагни подальше.

Выбирай жену не в  хороводе, а в огороде.

Верблюду дай соли, а казаку — воли.

В степи простор, в лесу угодье.

Мать о детях беспокоится, дети в степь смотрят.

Пошла кишка по урядью (затянулось дело по степеням).

Широки степи, а людям на них тесно.

Атаману первую чарку и первую палку.

Терпи казак, — атаманом будешь.

Неладно скроен, да крепко сшит.

Наряди пенек — будет паренек.

Хороша Аннушка — хвалят мать да бабушка.

Всяк молодец на свой образец.

На новом месте, на белой кошме увидишь судьбу во сне.

Варил бы чак-чаки[4], если бы был мёд, да муки нет.

Всяк спляшет, да не как скоморох.

Уши выше лба не растут.

Не родит свинья бобра, а все поросеночка.

Орь на четырех ногах и то спотыкается[5].

Голому собраться, только подпоясаться.

Много знай, да мало бай.

Какие сани, такие сами.

Какова матка, таково и дитятко.

Не смейся, горох, над бобами, сам будешь под ногами.

 

[1] http://www.knizhnyj-larek.ru/news/aleksandr-leonidov-skovorodka-skorogovorok/

[2] У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была «глухой». Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, стали использовать в вязке растительный орнамент — живые мотивы природы. Под тихий треск лучин длинными зимними вечерами вязали они нежные шали и тонкие, как паутинки, белоснежные ажурные платки.

[3] Правительственные войска под командованием полковника Чернышева вступили 3 ноября 773 года в Чернореченскую крепость и продвинулись до Маячной горы, где были окружены войсками Пугачева и в полном составе взяты в плен, причем сам генерал Кар бежал.

[4] Чак-ча́к (башк. сәк-сәк, каз. шәк-шәк, кирг. чак-чак, тат. чәк-чәк, узб. chak-chak/чак-чак) — восточная сладость; изделие из теста с мёдом, относящаяся к кухне тюркских народов; национальное блюдо на Оренбуржье.

[5] Орь — «конь»,  уральск. (Чернышев, Сб. Соболевскому 27), а так же и др.-русск., цслав. орь — «жеребец» (Георг. Амарт.; см. Истрин 3, 277). Чеш. оř «конь» (Брюкнер, «Slavia» 12, 178). Так же оревина — это «бык», (Герасимов); см. Маценауэр, LF 18, 256; Соболевский, РФВ 65, 416.

Назад

Содержание раздела Сказы

СКОВОРОДКА СКОРОГОВОРОК — 2

Казачке

Пословицы и поговорки история происхождения

Дело было близ Тифлисской

Сказ. Как казаки в Державу вернулись

Сравнительный анализ сказок и сказов

Слово о происхождении сказок

Шли Казаки на Восток…

Помните зачин русских сказок

Как мой дед на войне бросил курить

Лебедь

Виноградная лоза

Суженая

Оничка-конокрад

Шашка-саморубка

Сказ про то, как князь Александр Невский татар в Новгород приводил

Хоперские казачьи сказки

Фильм Казачья сказка

Три легенды о евреях

Сказки Тихого Дона

Сказки казаков-некрасовцев

Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре Безслезном

Русские народные сказители

Приключения бравого казака

Почему казакам разрешено приходить в церковь при шашке

Песня

Первая любовь

Откуда взялась Баба Яга

Кшень

Кубанские сказки

Крымская легенда «Об удалом казаке и жадном турке»

Кошевой атаман — Петр Калнышевский

Котёл

Корят казачьими нагайками…

Клич атамана Дутова

Как казаки в Державу вернулись

Казачья колыбельная песня

Казачьи сказки

Казачьи анекдоты

Казак Чигин

Донские казачьи поговорки

Дивчина-чайка

Детство

Великий волк

Великая война, отрывок из книги О себе…

Байки деда Игната

Атаман

Комикс о казаке-авантюристе

Сказки

Сказки для Души

Образы Русских Волшебных Сказок и Телеса Человеческие

Турчанка

Хозяин своей земли

Владимир Контровский. Последний казак

О казаках

Крымская легенда «Об удалом казаке и жадном турке»

Казачья сказка

Что на свете всего милее

Смекалистый лекарь

Два коня

Кокарда

Для чего Сказы превращали в сказки

Легенда о Сары-Азмане